суббота, 6 апреля 2024 г.

Чингиз Абдуллаев: маэстро политического детектива

 


  7 апреля свой 65-летний юбилей отмечает народный писатель Азербайджана Чингиз Акифович Абдуллаев, один из лучших авторов современности, пишущих в жанре политического детектива. Его книги, а это более сотни романов,  переведены на 27 языков мира, суммарный тираж которых исчисляется десятками миллионов экземпляров. 
  На страницах книг Абдуллаева — хитросплетения мировой политики, схватка национальных мафий, шпионские заговоры и козни всех разведок мира. Даже те, кто не любит детективы, вынуждены признать – факты и детали в романах этого автора выглядят настолько достоверно, словно писатель был свидетелем событий.

 


  Жизнь Чингиза Абдуллаева не менее насыщена событиями, чем его книги. Он является потомственным юристом в четвертом поколении – его прадед (по отцовской линии) служил помощником присяжного поверенного в Баку ещё в начале 1890-х годов.

 


  Тягу к творчеству будущий писатель испытывал с детства, однако до начала серьезной писательской карьеры он успел поработать в министерстве обороны, получить три высших образования и ряд правительственных наград. За свою жизнь Чингиз Абдуллаев побывал в более чем 80 странах мира. Свободно владеет шестью языками.

 


  По линии Министерства обороны СССР выполнял задания за рубежом, возглавлял спецотдел особого назначения. Работал в Бельгии, Германии, Польше, Румынии, Анголе, Румынии, Афганистане. На территории Намибии ему пришлось участвовать в тяжелой операции по освобождению ангольских командиров, попавших в плен. Из той операции в живых вернулось всего четыре человека. Поэтому цену крови и жизни он знает не понаслышке. За время своих опасных командировок Чингиз Абдуллаев был дважды ранен. «Из меня не получился Джейм Бонд, и поэтому я стал писателем» – шутит Чингиз Акифович.

 


  Что касается литературы, то тягу к творчеству Абдуллаев начал испытывать еще «с малых ногтей», но за сочинительство взялся гораздо позже. Его первыми литературными произведениями были исторический роман и несколько лирических повестей. Роман «Голубые ангелы» – первое произведение Абдуллаева в остросюжетном жанре – пролежал в КГБ три года. Его запрещали печатать, ссылаясь на обнаруженную в нем суперсекретность. Однако, в 1988 году он был напечатан и позже выдержал несколько переизданий.

 


  О литературной продуктивности Чингиза Абдуллаева ходят легенды. Его библиография достигает почти двухсот произведений, пятисот статей и шестидесяти сценариев. Его работоспособность и трудолюбие просто поражают, и писатель никогда не останавливается на достигнутом. Книги Абдуллаева издаются в США, Франции, Болгарии, Италии. С 1989 года он совмещает писательский труд с должностями секретаря Союза писателей Азербайджана и вице-президента азербайджанского ПЕН-клуба. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самого читаемого русскоязычного писателя.

 


  Для произведений писателя характерны захватывающий сюжет, непредсказуемые судьбы героев, яркий и лаконичный язык, а также вкрапление в общую канву повествования реальных фактов и даже документов. В его романах фигурируют не только суперагенты или разведчики под вымышленными именами, но и конкретные исторические лица, в том числе ныне здравствующие политики.

 


  Предлагаем несколько выдержек из интервью Чингиза Абдуллаева, которые лучше всего характеризуют личность этого талантливого человека.

   — Хемингуэй говорил: «Совесть писателя должна быть как эталон метра в Париже». Я с ним полностью согласен. Если лебезить и всего бояться — ни строчки не напишешь. А я считал своим моральным долгом написать пятитомник «Распад» о развале СССР. Работая над этой книгой в архивах, я нашёл невероятное количество фактов о ГКЧП и прочих событиях того времени, о которых никто не знает. Не менять же мне имена в истории!

   – Я с детства любил писать. Писал, учась в школе, будучи студентом юридического факультета, когда был редактором газеты факультета… Обожал читать. Было много любимых книг – «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера», «Дон Кихот».

   — Нет, разведчиком я не был. Хотя не скрою: мне всегда хотелось чего-то героического. После университета я рвался в следователи, что по тем временам считалось полным абсурдом: выпускников юрфака отправляли на эту работу буквально насильно — все хотели в адвокатуру. А я мечтал распутывать преступления!

   — За первый роман в начале 90-х мне предлагали 300 долларов, а за второй — уже 3000. Сегодня я один из крупнейших налогоплательщиков Азербайджана. Я пишу в среднем по 10-12 романов в год.

   — Я часто сажусь в девять утра за стол и встаю из-за него в 12 часов следующего дня. Ровно 27 часов провожу за компьютером, с короткими перерывами по пять-семь минут. Бью по клавишам со скоростью профессиональной машинистки.

    — Если я не буду каждый день доказывать, что я умею писать, меня издавать не будут. И неважно, какой я — народный или международный. Никто не платит деньги за красивые глаза.

   — Я давно хотел создать образ наднационального героя. С интеллектом Эркюля Пуаро и кулаками Джеймса Бонда. И я рад, что мне это удалось: грузины считают Дронго своим, татары — своим, азербайджанцы — своим… Не могу сказать, что Дронго — это я, но я вложил в его уста и голову много своих мыслей.

 – Вся моя популярность — сущая ерунда по сравнению с популярностью другого азербайджанца. Когда он поднимался по лестнице, женщины целовали за ним перила. Звали этого человека Муслим Магомаев…

 – Пока живу, буду писать. Это Жорж Сименон прекратил писать, но потом 14 или 16 томов продиктовал как свои дневники. Для писателя его работа –  это наркотик.

  – Чем отличался советский читатель от современного? Сильно отличался. Советский читатель – больший эстет, он был более разборчив в литературе, считал для себя литературу почти религией. Сейчас такого нет, сейчас литература стала развлекательной. Хотя я стараюсь в своих книгах, в своем жанре писать какие-то нравоучительные вещи. Я до сих пор убежден, что книга должна воспитывать человека, а не только развлекать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий