пятница, 10 февраля 2023 г.

А.С. Пушкин: «К нему не зарастёт народная тропа»

 


  10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день перестало биться сердце великого русского  поэта. Но в наших сердцах, нашей памяти он продолжает жить. Сегодня его стихи звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. 

 


  А задумывался ли кто-нибудь о том, какое место занимает Пушкин в вашей жизни? Наверное, нет. По той простой причине, что Пушкин всю жизнь с нами. Конечно, мы не думаем о нём все время, вернее, мы не уделяем думам о Пушкине специальное время в нашей сложной, суматошной жизни. Но он, наряду с нашими близкими, в душе у нас с раннего детства.

 


  Кто из нас не вырос на стихах Пушкина с младенчества? Сначала нам родители, потом мы своим детям и внукам читали «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде»… И многие не просто читают, а рассказывают наизусть целые главы. И всякий раз мы испытываем радость от красоты стиха, от удивительно образной рифмы.

 


  А его любовная лирика! Кто же её не цитировал:

 Я вас любил: любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

 

 Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

  

  В день памяти Пушкина в его последней петербургской квартире на Мойке, 12 каждый год собираются люди почтить его память. Именно сюда в 1837 г. привезли смертельно раненого поэта после дуэли.  Сюда, к дверям его квартиры, шли горожане, чтобы узнать о состоянии здоровья больного, здесь остановилось его сердце.

 Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

 

 Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

 

 И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

 

 Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

 




  Так написал А.С. Пушкин 21 августа 1836 г., и тут он оказался прав. К его памятнику – литературному наследию – тропа не зарастает уже почти 200 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий