воскресенье, 29 октября 2023 г.

Михаил Луконин: «Это было всё со мной ...»

 


  29 октября – день рождения русского советского поэта и журналиста, военного корреспондента Михаила Кузьмича Луконина. Его поэзия всегда узнаваема – в интонации, в выражениях чувств, в искренней любви к жизни и в памяти о фронтовых товарищах, кто не успел эту любовь испытать сполна, и, конечно же, в преклонении к таинству поэзии. «Стихи меня взорвут когда-нибудь», – написал Михаил Кузьмич однажды... Читая сегодня Михаила Луконина, убеждаешься – его поэзия жива.

 


  Будущий поэт родился в Астрахани в семье служащих. Когда мальчику исполнилось 2 года, от тифа умер его отец. Детство провёл в селе Быковы Хутора на Волге (теперь на этом месте Волгоградское водохранилище). В 12 лет Миша с матерью и сестрой  переехал в Сталинград на объявленную Всесоюзную комсомольскую стройку тракторного завода и проживал в, так называемом, Тракторном посёлке. Здесь он стал учеником фабрично-заводской школы. В 7 классе вместе с другими ребятами посещал литературный кружок и играл в футбол в заводской команде. Осенью 1934 года, то есть, когда начинающему поэту было всего только 16 лет, вышел небольшой сборник «Голоса молодых», куда вошли и первые стихи Михаила Луконина.

 


  Поэт был участником двух войн – Советско-финской и Великой Отечественной, на которую ушёл со студенческой скамьи литературного института.

 


  Значительная часть фронтовых стихов Луконина собрана в его второй книге «Сердцебиение» (1947). А первая, по воспоминаниям Михаила Кузьмича, «…сгорела в августе сорок второго года под той самой бомбардировкой Сталинграда, которая оборвала жизнь моей матери. Книга была в типографии, листы её разнесло горячим ветром взрывов. Много лет спустя одной из своих новых книг я подарил название той, первой, — «Стихи дальнего следования». 
   А вот эти стихи посвящены маме:

 Изо дня в день я думаю о тебе –

Моей колыбели, моей судьбе –

Женщине, вырастившей меня…

Мама, если меня простишь

Сердцем маминым, решено:

Я расцелую тебя одну,

Сердце послушаю, обниму,

Слёзы вытру, в лицо взгляну…

Перед тем как уйти на войну.

 


  Интересный факт. Однажды поэт поехал в ФРГ и выступил на заводе Круппа. А по окончании вынул из кармана пиджака осколок снаряда и заявил: «Это я вам возвращаю с Мамаева кургана». На это нужно было определенное мужество.

 



  Михаил Луконин обращался ко всему поколению – на любом посту, в любой области труда – с заветом: ПОМНИТЬ. Этими ёмкими строками он как бы подвел итог войне:

 Четыре года жизни – год за годом,

Четыре года смерти – день за днем

Во имя мира всем земным народам

Бежали, опоясаны огнём.

Всё, что свершили, – памятно и свято.

Навеки будут рядом, без конца, –

Могила Неизвестного солдата

И счастье победившего бойца.

 


  Самые известные поэмы Луконина – «Обугленная граница» и «Поэма возвращения». Главной удачей в поэзии  Михаила Кузьмича  многие критики считают поэму «Признание в любви», в которой – судьбы отцов и детей, вековая связь человека и природы, породившей и вскормившей его. Одна из главных тем – человеческое достоинство и гордость, иногда мешающая любить и прощать.

 


  В творческом арсенале поэта – и книга статей «Товарищ поэзия», в которой читатель найдёт литературные портреты Бориса Корнилова и Владимира Маяковского, Мусы Джалиля и Семёна Гудзенко,   Владимира Луговского и Сергея Чекмарева, близких ему если не по творчеству, то по судьбе.

 


  Его поэзия лишена признаний «нараспашку» – даже в интимной лирике, с ее строгой чувственностью. Она открыта в публицистике, независимо от того, связана ли с темой войны или «оттепельными» годами. Луконин был искренним соавтором Поэзии. Не случайно  стихи Луконина были переведены на многие языки мира. В числе именитых переводчиков был великий поэт Пабло Неруда, пламенно влюбленный в Сталинград.

 


  Иногда, к сожалению, не так часто, как хотелось бы, Михаил Кузьмич давал волю лирическим чувствам, облечённым в строки.

 ....Волга, приду

                        и щекой небритой

прижмусь к твоему рукаву.

 

Волга, слышишь,

в глаза взгляни ты,

Скажи мне: так ли живу?

 


  Его жизнь была тесно переплетена с Волгой и Волгоградом. Даже став признанным мастером слова, Луконин держал связь с родным городом и посвящал ему стихи. Свою поэму «Рабочий день» он посвятил Сталинградскому тракторному и его труженикам. За нее в 1949 году ему вручили Государственную премию СССР.


   В областной столице именем поэта назван Дом писателей и одна из улиц. Есть в Волгограде и мемориальный музей-квартира Михаила Луконина, которую  всегда могут посетить любители его поэзии.

 


  В 1978 году было издано собрание сочинений поэта в трёх томах. И с этого же времени на его родине, в селе Килинчи, как и в Астрахани, ежегодно проходят Луконинские чтения, в которых принимают участие известные поэты и писатели из разных уголков необъятной России. Луконинские дни превратились в регулярные праздники поэзии. Есть надежда, что его «строки, опалённые войной», никогда не погаснут в наших сердцах.

 


Вы думаете - нет меня,

что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Да. Это было всё со мной,

я помню, было.

Тяжёлой пулей разрывной

меня подмыло.

Но на поверхности земной

я здесь упрямо.

Я только не хожу домой.

Прости мне, мама.

Нельзя с бессменного поста

мне отлучиться,

поручена мне высота

всей жизни мира.

А если отошёл бы я -

иль глянул мимо -

представьте,

что бы на земле могло случиться!

Да, если только отойду -

нахлынут, воя,

как в том задымленном году,

громя с разбега,

пройдут мимо меня

вот тут,

топча живое,

кровавым пальцем отведут

все стрелки века.

Назад - во времена до вас,

цветы детсада,

за часом час -

до Волжской ГЭС ещё задолго,

так - год за годом -

в те года у Сталинграда,

в года,

когда до самых звёзд горела Волга.

В год сорок…

В самый первый бой,

в огонь под Минском,

в жар первой раны пулевой,

в год сорок первый…

Нет,

я упал тогда в бою с великой верой,

и ветер времени гудит над обелиском.

Не жертва, не потеря я -

ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

угроза жизни -

живой,

я бы пошёл опять навстречу снова!

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы - это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

прости мне, мама.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий